Alejandro_Cristian_Ray
Полтора часа стояния на морозце под ветерком и снегом, особенно когда два привратника прикрыли калитку прямо у нас с женой под носом, и заставили еще минут 8-9 притоптывать на месте, вызвали у меня гремучую смесь желания немедленно устроить Содом и Гоморру всемирный потоп в отдельно взятой точке Москвы и вытащить на мороз организаторов музейной экспозиции, чтобы тоже так вот часок-другой на холодке проветривались в ожидании допуска в мир искусства. В общем, под своды ГМИИ я входил, злой, как черт отмороженный, да еще с дикой мигренозной болью в левом виске (ага, сам себя наказал за разрушительные картины собственного воображения). В самом музее, впрочем,тоже было не жарко, кроме собственно, зала №17, где экспонировалось 11 картин Караваджо. Там народу набилось столько,что минут через 10 стало даже душновато. А еще темно-бордовые стены и яркие, солнечные пятна картин, где полностью или полуобнаженные тела сияли под лучами жаркого итальянского светила или непосредственно Светом Господним, очень хорошо согрели атмосферу выставки.

В общем, отогревался я в буквальном смысле слова под итальянскими небесами. Недаром, Караваджо кто-то назвал не художником, а фотографом - настолько его полотна достоверны, что иные современные фотохудожники подчас не могут так передать детали, пластику, черты фигур, и при этом упаковать в раму целую историю, сюжет, повествование со своими смыслами и аллегориями. Жаль, что я не настолько хорошо разбираюсь в искусстве,чтобы читать символику картин, но даже то, что очевидно - заставляет подолгу оставаться в созерцании.
Признаюсь, что барочные образы Караваджо мне все-таки ближе Пикассо и Дали, мне нравится видеть ясный сюжет и человеческие образы, а не "втыкать" в чужие галлюцинации или абстрактные линии и фигуры до полного опупения просветления. И юный Иоанн-Креститель, и юноша с фруктами, и задумчивый Франциск, и Христос, благословляющий хлеб - смотрятся, как живые, кажется, еще немного - и картина превратится в трехмерную реальность,люди задвигаются, словно усталые натурщики, когда маэстро объявит перерыв... И конечно мастерская игра света и тени, разительный контраст, резкие переходы и неожиданные яркие детали, словно выхваченные лучом света из тьмы - просто поразительная работа. Если бы я решил стать художником, то Караваджо был бы для меня одним из образчиков, учителем, мастером игры со свето-тенью.
Сожаление после просмотра только одно - почему так мало? Жаль, что не довелось в натуре увидеть картину, впечатлившую меня еще во время просмотра фильма о Караваджо - Мученичество святого Матвея:

и задорного Купидона (какой контраст с его спящим или мертвым Амуром!):

или вот этот чудесный портрет юноши:

Но даже то, что привезли, действительно поражает воображение и радует глаз. Так что кто еще не был - спешите, Пушкинский музей в эти дни показывает Караваджо аж до 21.00 и после 18.00 очереди вообще нет.